Антикоррупционная экспертиза
Федеральным законом Российской Федерации от 2 августа 2009 N 329-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», закреплены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Законодатель определил, что такое коррупциогенные факторы. Это положения нормативных правовых актов или их проектов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения либо возможность необоснованного применения исключений из общих правил для тех, кто применяет закон.
К коррупциогенным факторам отнесены также положения, которые содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создают условия для проявления коррупции.
Законодателем закреплено право на независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов за институтами гражданского общества и гражданами.
Выявленные в нормативном правовом акте или в его проекте коррупциогенные факторы и предложения о способах их устранения отражаются:
- в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта;
- в заключении, подготовленном органами юстиции;
- в заключении независимой экспертизы.
Законом определен специальный - тридцатидневный срок рассмотрения заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и подчеркнута необходимость направления гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, мотивированного ответа (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов).
В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об его изменении с предложением способа устранения коррупциогенных факторов либо обращается в суд в предусмотренном законом порядке.
Требование прокурора подлежит безусловному исполнению не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления (при рассмотрении требования представительными органами - на ближайшем заседании), о результатах его рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору.
|