Порядок рассмотрения сообщений и заявлений граждан в полиции

В условиях продолжающегося реформирования системы органов внутренних дел основополагающее значение имеет работа по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, иных правонарушениях, призванная обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
Обязанность по приему заявлений и сообщений о происшествиях возлагается на дежурную часть ОВД, а так же на всех сотрудников ОВД. Сотрудники полиции не вправе отказывать гражданам в приеме сообщений и заявлений под предлогом обслуживания другой территории, работы в другом подразделении, недостаточности сообщаемых сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления, а также по другим причинам.
Работа по рассмотрению сообщений о происшествии возлагается на начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности. Он же поручает рассмотрение конкретному сотруднику или группе сотрудников.
Сообщения о происшествии, вне зависимости от места и времени совершения происшествий круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. То есть граждане имеют право обратиться по факту произошедшего в отношении них преступного посягательства к любому сотруднику полиции или в ближайший орган внутренних дел, а вовсе не обязательно по месту их прописки, либо проживания.
При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Письменные сообщения (заявления) о преступлениях или происшествиях граждане могут представить в орган внутренних дел лично (то есть непосредственно обратившись в дежурную часть ОВД), при этом заявителю сотрудником дежурной части выдается талон-уведомление, в котором указывается дата и время принятия заявления, его регистрационный номер, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, а также звание и фамилия должностного лица, принявшего заявление.
Сообщения о происшествиях, поступившие в орган внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации.
Оперативный дежурный после регистрации сообщения о происшествии обязан принять меры реагирования в порядке, установленном законодательством: направить сотрудника, либо группу сотрудников на место происшествия для производства разбирательства.
Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток. Сообщения (заявления) о преступлениях рассматриваются, как правило, в срок до 3 суток. Сотрудники следственно-оперативной группы  обязаны приступить к проверке поступившего сообщения немедленно, а сбор материала практически во всех случаях начинается с опроса лица, от которого поступило сообщение. В случаях, когда после обращения в ОВД сотрудниками полиции не принято мер реагирования, граждане могут сообщить об этом начальнику отдела полиции, либо обоснованно обжаловать действия сотрудников полиции в прокуратуру района.
По результатам рассмотрения сообщения о происшествии принимаются следующие решения: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности. О принятом решении в обязательном порядке информируется заявитель с разъяснением ему его прав и порядка обжалования принятого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Своевременное обращение граждан в органы внутренних дел о фактах преступных посягательств зачастую способствует скорейшему их раскрытию и привлечению к ответственности виновных лиц.